Плакты Войны 

автор: Крамаренко Николай

              В этой работе речь пойдёт о плакатах, об  агитационных, пропагандирующих, информирующих плакатах военного периода, которые  были напечатаны  в нацистской Германии и Советском Союзе. Противопоставлением плакатов и их анализом, в отечественной историкоЦискусствоведческой  литературе еще никто не занимался, так что, тему которую я выбрал можно назвать лцелиной╗. Поднять которую, оказалось довольно сложно. По советским плакатам еще можно найти статьи и материалы, немецкие плакаты у нас никто не анализировал, не одной статьи ни одного материала мне, автору найти не удалось, поэтому в реферате я провожу визуальный анализ имеющихся работ и высказываю своё мнение. 

Плакат военного периода бес сомнений оружие воздействия на массовое сознание, которое весьма эффективно применяли воюющие стороны. Я бы назвал плакаты военного времени Ц солдатами, цели которых были чётко определены их содержанием, воздействовать на умы народных масс, формировать общественное мнение, противодействовать пропаганде  противника.  

В этой работе я ставлю цель, провести анализ плакатов, выявить различия и общие черты. Более всего меня будет интересовать не политическое значение плакатов, а художественные решения.

 

 Плакатное искусство Советского Союза.

            Советский плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны, когда на смену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические, эмоциональные, рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Отзываясь на главные и характерные события времени, плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства лИСКУССТВО╗. Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет.

В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники. С Московским отделением издательства лИСКУССТВО╗ сотрудничали: С. Адливанкин, В. Айвазян, П. Алякринский, А. Бубнов, Н. Ватолина, С. Герасимов, Н. Денисов, С. Зелихман, В. Иванов, А. Кокорекин, А. Кокорин, В. Корецкий, Кукрыниксы, А. Лаптев, В. Лебедев, П. Мальков, В. Нисский, В. Одинцов, Ю. Пименов, Б. Пророков, Г. Савицкий, П. Соколов-Скаля, П. Шухмин, А. Щербаков, М. Теремных. Систематически занимались плакатом художники студии имени Грекова черпавшие сюжеты во время командировок на фронт, Ч Л. Голованов, Н. Жуков, В. Климашин, карикатуристы Ч Л. Бродатый, В. Дени, Б. Ефимов, С. Костин, Кеша (И.Проскуряков), Н. Радлов. В Ленинграде работали художники М. Авилов, М. Гордон, Б. Иогансон, А. Казанцев, Е. Кибрик, В. Лебедев, В. Милошевский, Л. Орехов, В. Орешников, А. Пахомов, В. Пинчук, И. Серебряный. В создании текстового сопровождения плакатов принимали участие известнейшие мастера советской литературы, такие как Н. Асеев, Д. Бедный, А. Безыменский, А. Жаров, М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак, А. Прокофьев, А. Сурков, И. Уткин. Часто использовались стихи В. Маяковского. Удачный плакат порой был обязан своим рождением не только художнику и писателю, но и редактору. В издательстве лИСКУССТВО╗ плакаты редактировали С. Алянский, С. Астапов, К. Еринова, М. Иоффе, М. Манизер, Е. Поволоцкая. 

Одними из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной Войны были лОкна ТАСС╗, продолжившие традиции окон лРОСТА╗ периода гражданской войны. Плакаты этой серии состояли из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами. Тиражировались вручную, при помощи трафарета, наиболее удачные переиздавались печатным способом. Широкую известность получили периодические плакатные серии: лСлава Героям Отечественной Войны╗, лБоевые эпизоды╗ (издательство лИСКУССТВО╗), лГерои и Подвиги (Госполитиздат), лБоевой карандаш╗ (Ленинградское отделение Союза советских художников), Сатирическое обозрение лБьем╗(Политуправление Военно-Морского Флота (Кронштадт)),газета-плакат лРаздавiм фашискую гадзiну╗ и сатирический листок лПартызанская дубiнка╗(ЦК КП(б)Б). По сути, малой формой плаката являлись иллюстрированные фронтовые и партизанские листовки. 

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже к вечеру 22 Июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов,П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката лБеспощадно разгромим и уничтожим врага!╗ в первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Однако, 24 июня он появился на улицах Москвы и был напечатан в газете лПравда╗ с несколько иным сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числе плакатных листов Июня 1941-го Ч работа А. Кокорекина лСмерть Фашистской Гадине!╗. Сюжет плаката и его художественное решение напоминают плакат Кукрыниксов. Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина лБей Фашистского Гада!╗ Ч варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов. 

Среди первых военных плакатов Ч работа Н. Долгорукова лВрагу не будет пощады!╗. Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии лМосфильм╗ В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат лдогнал╗ автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим лЗа Родину, За Честь, За Свободу!╗. 

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет лРодина-Мать зовет!╗ И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа Ч в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты : лВперед за нашу победу╗ С. Бондара, лНаше дело правое. Враг будет разбит!╗ Р. Гершаника, лФашисты не пройдут!╗ Д. Шмаринова, лВперед Буденовцы!╗ А. Полянского, лСтальной лавиной раздавим врага╗ В. Одинцова, лРуби ГАДОВ!╗ М. Авилова, лПокажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!╗ А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша лБоец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!╗. 

Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Таковы плакаты лМогучее Народное Ополчение╗ В. Цветковой, лМолодежь, в бой за Родину!╗ В. Правдина, З. Правдиной лЗащита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР╗, лНаши силы неисчислимы╗ ┬. ╩юЁхЎъюую и другие. В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относятся: лТак было: Так будет!╗ Н. Долгорукова, лСлавна богатырями земля наша╗ В. Говоркова, лК оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей╗ В. Одинцова, лГрудью на защиту Ленинграда╗ А. Кокорекина. Одним из наиболее распространённых сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы лБольше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!╗ Н. Ватолиной и Н.Денисова, лНа трактор девушки садятся смело!╗ Т. Ереминой, лМы поклялись своим мужьям╗ М. Бри-Бейн, лЧем крепче тыл, тем крепче фронт!╗ О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: лПрогулы ликвидировать полностью!╗ С. Игуманова, лБрак-Враг╗ Б. Клинч, лВодители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт╗ Я. Бекетова, лСобирай ЛОМ╗, лТы чем помог Фронту?╗ и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики Ч лНе болтай!╗ принадлежит московской художнице Н.Ватолиной

Позировала для плаката соседка художницы, мать солдатов-фронтовиков, текст к плакату написал С. Маршак. Этот же актуальный сюжет лег в основу плаката В. Конашевич лНе болтай, враг слушает╗. Художники Ч плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: лПартизаны! Бейте врага без пощады!╗ В. Корецкого и В.Гицевич,╗ От народной мести не уйти врагу!лИ.Рабичева, лРазжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..╗ А. Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого лБудь героем!╗, лНарод и Армия непобедимы!╗, лВставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!╗. Они создавались специальной режиссерской съемкой с использованием фотографии. Почти все последующие листы В. Корецкого, Особенно решенные как единое сцена с несколькими персонажами, выполнялись методом фотомонтажа.

 

Плакатное искусство Фашистской Германии

Писать о плакатах Фашистской Германии довольно сложно. В первых, по тому, что фашистский режим признан аморальным и преступным во всём мире и литературы на русском, украинском языке где бы исследовались  немецкие военные плакаты просто нет.

Во вторых,  в самой Германии эта тема не пользуется популярностью у историков - искусствоведов,  авторство некоторых работ установить невозможно. Хотя конечно, издавались книги на немецком языке, где представлены выпускавшиеся плакаты, но их было немного, на сегодняшний день это библиографическая редкость.

            Платное искусство Германии к началу 30 годов (время прихода Гитлера к власти) имело за собой богатые традиции. Это обусловлено выпуском большого количества рекламных плакатов, афиш.  Массовое  производство плакатов в Германии началось еще в конце ХIХ века В отличие от Франции где господствовал модерн, немецкие художники использовали лишь отдельные элементы этого стиля, эклектично соединяя, например, причудливую линию модерна с чуждой ему яркой цветовой гаммой, некоторой вульгарностью образов и т.п. В целом плакат Германии имел своё, присущее только ему звучание. 

            После прихода национал социалистов к власти искусство начало политизироваться, было создано министерство пропаганды, по заказу которого началось производство политических плакатов и другой пропогандиской продукции.  Искусство Германии этого периода можно охарактеризовать как псевдореализм. Поэтизация образов, приукрашательство, воспевание арийских черт, обращение к мифологии и к готическому этносу.

Гитлер лично занимался вопросами искусства. После прихода к власти одной из первых его акций была закладка Дома германского искусства в Мюнхене Ц главного выставочного зала Третьего рейха. Первая Grosse deutsche Kunstausstellung (Большая немецкая художественная выставка Ц аналог Всесоюзной художественной выставки), открывшаяся 18 июля 1937 г., была организована по прямому указанию Гитлера Ц как образец, указывающий путь спасения немецкой культуры. В конечном счете эта выставка, ставшая ежегодной, отражала личные вкусы фюрера, так как единственным членом лжюри╗ был назначенный им Генрих Гофман, который в сентябре 1935 г. жестко и точно обозначил задачи искусства, его место в национальной культуре Третьего рейха. Исполненные нетерпимости и агрессивности рассуждения Гитлера об искусстве (особенно изобразительном и музыкальном) составляли одну из излюбленных тем в его речах и разговорах. Он ненавидел в искусстве все УчужеродноеФ (artsfremd) и общечеловеческое и считал, что германское искусство должно как в своем содержании, так и в форме выражать идею УнародностиФ, понимаемой в расистском духе. Оно должно, далее, соответствовать строго отобранным традициям и во всяком случае не выходить за их пределы. Почти всю линию развития нового искусства, начиная с импрессионистов, Гитлер  решительно отрицал, и все, что хотя бы отдаленно напоминало экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, новую деловитость и т. п., вызывало с его стороны даже не критику, а поток брани, угроз.

            В основном политические плакаты Германии того времени сделаны на высоком художественном уровне, обладают ясностью, законченностью образов, остротой, лаконичностью, доступностью восприятия. 

Можно выделить несколько основных сюжетных линий:

прославление немецкого народа и армии, прославление вождя, антисемитские плакаты, плакаты Ц призывы(вступать в ряды лпобедоносной╗ армии, активно трудится и т.д.)

   В тридцатых Ц сороковых годах в Германском  плакатном искусстве можно вспомнить таких мастеров как: Херберт Байер, Феликс Альбрехт, Людвиг Холвейн, Ханс Сталютер, Фритц Неузер, Инге Дрекслер, Герман Кеимель. Все они, как и многие другие сотрудничали с министерством пропаганды и разрабатывали кроме чисто коммерческих плакатов, плакаты с ярко выраженным политическим звучанием.  

 Различия и общие черты плакатов противоборствующих сторон.

 

 Анализируя плакаты СССР и Германии военного периода можно вывести следующую таблицу:

 

Германия

СССР

Техника

Графика, 

Графика, фотомонтаж

Стилистика

Реалистичность, графичность, анатомическая правильность

Схематичность, графичность, позднее реалистичность, живописность

Композиционное решение

Статичность и динамизм, иногда экпресивность

динамизм

Цветовая палитра

Коричневый, черный, темно-синий,  в изображении врага - красный

Красный, в изображениях врага Ц черный, ближе к победе цветовая палитра становится гораздо шире

Сюжет

Обращение к мифологии и рыцарству

Образ родины Ц орел.

Идеализация  германского образа солдата

Частое использование собирательного образа солдата героя.

Образ родины Ц женщина,мать

Образ врага

Подчеркнуто не арийские черты лица, аллегоричность

Карикатурность, аллегоричность

Keimel , Hermann
The Wandering Jew - Exhibition, 1937

 

Плакат 41 года

характерный плакат лпризыв╗

 

как видим цвет, в котором изображены

войска, характерен для Германии

плакат 43,

немецкий плакат стал более оперативным, упрощенным

Кукрыниксы, 41г.

Один из первых плакатов войны

И. Тоидзе 41г.

В. Серов 41г. 

В Корецкий 42

В. Иванов 43г.

 

 

 Заключение

Безусловно, что искусство обоих режимов имеет много общих черт, так как оба общества были тоталитарными режимами. Искусство находилось под партийным идеологическим контролем и имело задачи воздействовать на массы, с целью воспитания требуемого политического мировоззрения.

Также и  на плакатах, много похожего, общего, но есть и ряд различий это объясняется различными  культурными традициями, художественными школами, менталитетом.

 Например, любимый государственный цвет Германии - коричневый, иногда темно синий.

В Советском Союзе Ц красный. Это сразу, что бросилось в глаза. Далее, всё же в немецких плакатах больше статичности в композиционных решениях. Плакаты СССР выглядят в целом более динамичными, стремительными. В сюжетах, немецкие художники часто обращались к эпохе рыцарства, мифологи  и представляли немецкого солдата в образе средневекового воина. В Советском Союзе такой ход был непопулярен. Солдат у нас представлен как герой Ц современник, вчерашний рабочий, ответственный и сосредоточенный, уверенный в своих силах.  Чем ближе к концу войны плакат Советского Союза становится более детализированным, проработанным, красочным. В Германии, наоборот, чем  ближе конец войны тем меньше времени затрачивалось на подготовку и выпуск плаката. Нередко печатались в один Ц два цвета. Такая ситуация была в начале войны с точностью до наоборот.

 

 

┬ ¤Єющ ЁрсюЄх  шёяюы№чютрэ√ ьрЄхЁшры√ ёрщЄр:  http://plakats.ru/

 

  <<На Главную  <<Назад

Hosted by uCoz