"Не купить ли нам картину?"

Автор: Татьяна Ефремова

Интернет позволяет "соблазнить искусством" гораздо большую аудиторию - людей, которые раньше никогда бы не купили произведения искусства из-за массы причин (нехватки времени, отсутствия галереи поблизости, дискомфорта в среде профессионалов). Иными словами, появляется возможность продвижения художника и удержания единой цены в любой точке мира. Электронные платежи и доставка - преимущества, которые редко предоставляют ныне действующие субъекты арт-бизнеса. И не исключено, что складывающийся принципиально новый рынок искусства (новые потребители и механизмы ценообразования) в перспективе даже отменит некоторые законы рынка традиционного. (Из статьи Екатерины Лазаревой Реальное искусство из виртуального пространства, журнал ARTchronika, май-сентябрь 2000 г.).

Продажа и покупка произведений искусства, в частности живописи и графики, через Интернет – дело достаточно новое. Деятели серьезного арт-бизнеса вплотную приступили к нему всего года два назад, а покупатели и коллекционеры, боюсь, пока вообще “вплотную” не приступили. Однако этот вид электронной коммерции до сих пор воспринимается далеко не так восторженно и однозначно, как торговля практически любым другим товаром.

Пожалуй, никакому другому виду интернет-торговли не посвящено столько теоретических исследований и обозрений, авторы которых пытаются разобраться – выгодное ли это дело продавать живопись через Сеть, и гарантирована ли подлинность покупки при выборе такого дорогостоящего и деликатного товара для коллекционера или любителя, которые ориентируются только на экран монитора. Неплохое представление о возникающих проблемах дает подборка статей в портале Artnews.ru.

Для общего развития и погружения в то, что делают в Интернете всемирно известные арт-аукционы и галереи, советую прочитать статью автора “оттуда”: Келли Д. Томас Коллекционирование в киберпространстве. Она была опубликована в ArtNewsLetter, в январе 2000 года и напечатана на Artnews в переводе Е Лазаревой. Статья посвящена анализу перспектив электронного арт-бизнеса в связи с освоением электронного пространства крупными аукционными домами (Сотби’с, Кристи’с и др.), пик которого пришелся на осень 1999 - весну 2000 г. По мнению автора, несмотря на распространяющийся энтузиазм, многие дилеры все еще неуверенны в коммерческих возможностях Интернета. "Я думаю, что важно не переоценивать простоту продажи искусства через Интернет, - говорит Пол Грей из Галереи Ричарда Грея (Нью-Йорк). - Это - инструмент подобно чему-нибудь еще. Это - не панацея". В качестве инструмента Интернет…может служить рекламой, индексом, архивом, каталогом, кормушкой, магнитом и помощником, держащим галерею открытой 24 часа в день, принимающим сообщения и не отпугивающим посетителей. По словам дилера из Балтимора Томаса Сегала, Интернет принес ему около 20 новых клиентов и множество продаж, включая одну импрессионистическую вещь, которую удалось продать через artnet.com. "Интернет привлекает огромные массы людей - может повезти. Если ты вне его, ты теряешь шанс".

Однако не все разделяют этот оптимизм. По словам Роберта Фишко, директора Форум Галереи (Нью-Йорк), "Интернет вряд ли станет чем-то значительным для арт-рынка. Уникальные работы нельзя продать через Интернет. Арт-бизнес - это продажа связи между зрителем и произведением. Чем дальше мы уходим от этого коммуникативного аспекта, тем меньшая вероятность что-то продать". Вероятно, скоро станет очевидным, что принес в арт-рынок Интернет, повальное увлечение которым с 1999 г., кажется, должно было перевернуть все основы традиционного арт-рынка. Пока очевидно лишь, что Интернет - новая игра, охотно или неохотно ведущаяся прежними участниками." Это - вопрос торговли вещами, - говорит бывший директор галереи Давид Тюник (Нью-Йорк) и теперешний вице-президент виртуальной галереи nextmonet.com, Роберт Конвей. - Расстаешься с одним - получаешь другое. Это - эволюция арт-рынка".

Всемирно известные арт-аукционы

Краткий их анализ даёт в той же статье Келли Д. Томас.


Среди аукционных домов, представленных в Сети, деятели Сотби (который приближается к своему 260-летнему юбилею) являются наиболее горячими энтузиастами. Сотбис http://www.sothebys.com/ хочет быть "чрезвычайно высоко посещаемым сайтом, предлагающим экстраординарные возможности - огромным и блестящим двигателем коллективного интеллекта и экспертизы - непреодолимым магнитом для искушенного коллекционера так же, как и для неофита". "Мы сможем заполучить большой сегмент арт-рынка, если позволим нашим реальным клиентам делать покупки через сеть и нашим виртуальным клиентами - делать покупки "вживую", - говорит президент аукционного дома Диана Брукс. В будущем крупнейшие коллекции планируется продавать как традиционным способом, так и в Сети. Высокоценные вещи по-прежнему будут продаваться в торговых залах аукционных домов, но более доступные произведения будут представлены более широкой аудитории коллекционеров. Дилеры, состоящие в Интернет-ассоциации Сотби’с не будут платить процента, тогда как с независимых продавцов будет взиматься 12 % комиссия, а покупателю придется заплатить 10% Сотби’с. В июне прошлого года сайт Amazon.com, 5 лет занимающийся розничной торговлей в Интернете, вложил 45,5 млн. долл. в Сотби’с в обмен на 10-летнее сотрудничество со старейшим аукционным домом над развитием и продвижением сайта sothebys.amazon.com.

 

Кристи’с установил иные проценты для участников сделки - 5 % взимается с продавца и 10 % - с покупателя. Кристи выбирает менее агрессивную стратегию в Интернете. По словам вице-президента сайта christies.com Нэнси Валентайн, "Кристи’с нацелен не на большой объем, но на высокое качество сетевых продаж. Кристи не будет сотрудничать с кем попало. Мы хотим защитить нашу марку и сохранить традиции. Мы планируем использовать Интернет для поддержания того же уровня доверия". Кристи’с был одним из ведущих критиков практики Сотби’с продажи неатрибутированных произведений или произведений без каталожного описания. В течение первого полугодия Кристи’с планировал сделать доступными в Сети все свои каталоги и лоты, а также обеспечить участие в реальном аукционе через Интернет и предложить "событийный" аукцион в Сети.

Тем временем eBay Great Collections планирует составить существенную конкуренцию традиционным аукционным домам. Их сайт был первым из трех, запущенных в октябре. Пока Сотби’с и Кристи’с строили планы, сайт, торгующий по принципу "из рук в руки" изучал арт-рынок и предъявил новый сайт, организованный при участии экспертов Батерфилд&Батерфилд, а также Доротеум (Вена), Кунстхауз Лемперц (Колонь), Лоусонс (Сидней). 5,6 млн. пользователей eBay составят аудиторию eBay Great Collections. В отличие от 10% Сотби’с, он не взимает платы с покупателя, тогда как с продавца взимается 7,5 долл. за работу и 7,5 % комиссии в случае покупки. "Год назад никто не хотел выставлять цены и информацию в Интернете, - говорит владелец Onview.com Терри Кахан. - Но дилеры стали менее предвзятыми по отношению к продаже через Интернет. Я не знаю ни одного дилера, который не хотел бы заполучить нового клиента".

Помимо этих трех гигантов, имеется лабиринт меньших аукционных домов и стартующих компаний, пробующих соединить предложение off-line и спрос on-line. Подробнее о них можно узнать в уже упомянутой статье Келли Д. Томас.

Еще один небезинтересный материал, посвященый специализации сайтов и порталов, занимающихся арт-бизнесом в Сети, а также русскому искусству в Сети – статья Кары Мискарян "Сетевой" рынок современного искусства (опубликована в журнале ARTchronika осенью 2000 года). В отличие от первого анализа, полезного скорее дилеру и продавцу, здесь найдется пища для размышлений именно для коллекционера и покупателя. “Среди коммерческих сайтов особый интерес представляют рассчитанные на подготовленную аудиторию: sothebys.com, cristies.com, оnview.com, artnet.com. Здесь свято соблюдается основное правило "элитарного" бизнеса: главное не количество, а качество. "Товар" строго фильтруется жюри из авторитетных искусствоведов. Вот лишь перечень художников на onview.com: Пикассо, Энди Уорхол, Марина Абрамович, Джозеф Альберс. Есть и русское искусство - Александр Архипенко, Марк Шагал, Михаил Шемякин, фотографы Александр Родченко и Дмитрий Бальтерманц. Цены на таких аукционах, конечно, высокие: на eArt-Group.com живопись Дэвида Хокни можно приобрести за $170 000, Ансельма Кифера - за $300000! На artnet.com фотографии Роберта Мапплторпа продаются за $4700, а печатная графика Роя Лихтенштейна - за $18900.

В противоположность им, порталы paintingsdirect.com, nextmonet.com, guild.com, artstar.com стратегически ориентированы на тамошний "средний класс": мало "громких" имен - в основном так называемые "региональные" художники. Но можно купить вполне приличную работу в дом или офис. Имея в виду специфику "среднего" покупателя, не подготовленного к восприятию современного искусства, информация здесь подается иначе: если на onveiw.com поисковая система построена на именах, стилях, жанрах и периодах, то "демократичные" сайты предлагают также поиск по ключевым словам, размеру и даже "любимым" цветам. Вот только качество не всегда высокое, и можно нарваться на откровенный китч. Но когда речь идет о бизнесе, принцип всегда один - спрос рождает предложение, а не наоборот”.

Ту же особенность электронного арт-бизнеса отмечает Екатерина Лазарева в уже упомянутой статье Реальное искусство из виртуального пространства. Материал в целом посвящен многообразию способов репрезентации искусства в сети Интернет и анализу перспектив развития сетевых проектов и электронного рынка произведений искусства, содержит множество ссылок и примеров.

“С появлением нового коммуникационного пространства встает вопрос: может ли пресловутая виртуальность решить проблемы традиционного арт-рынка? Один из вариантов ответа кроется в статистике: средняя американская галерея редко продает 3 картины в неделю; через PaintingsDirect реализуется около 5 картин ежедневно. С другой стороны, демократичность виртуального арт-рынка приводит к заполнению Сети "второсортным" искусством, дезориентирующим покупателя (например, на Молоток.ру), поэтому огромное значение в нынешней ситуации имеет появление профессиональных ресурсов, которые учитывают специфику товара под названием "искусство" и применяют особые механизмы распространения информации, гарантии, оценки, презентации произведений.

В России, по мнению экспертов, полноценный рынок искусства пока так и не сложился. Cерьёзного внимания среди российских сайтов сейчас заслуживают два перспективных коммерческих проекта Artlife.ru - торгово-информационный портал-аукцион и ArtHotLine.ru, выросший из коллекции галереи С`Арт. Оба сайта предлагают продажи по фиксированной цене и в режиме "тихого аукциона".

Виртуальные аукционы России

"ART Life" - торгово-информационный арт-портал, состоящий из двух частей: новостийной Artnews и торговый Artmall, которые удачно дополняют друг друга. ARTnews - это максимум информации об искусстве:
выставки, фестивали, события, дискуссии, статьи, а также навигация по арт-ресурсам. А в коммерческой части портала размещен каталог произведений российских художников, есть торги по твердым ценам и аукцион. По словам редактора портала Е.Лазаревой выгодное отличие Artlife.ru - механизм профессиональной экспертизы и оценки произведений (значок "рекомендовано"). Artlife разделяет работающий по принципу "из рук в руки" "открытый аукцион" и "профессиональный аукцион", где произведения проходят оценку и экспертизу специалистов, а также гарантируются от случайного срыва сделки. Важно, что степень участия художника в аукционе самая широкая - от бесплатного участия в "открытом" аукционе до возможности перейти на "профессиональный" уровень.

Покупатель может выбрать произведение искусства не только по фамилии художника и названию, но и по цене, году создания, стилю или направлению и пр. Вне зависимости от наличия или отсутствия знака “рекомендовано”, за исключением свободного аукциона, продавцы гарантируют поставку проданных произведений в любую страну мира.

Не смотря на демократический принцип приема работ к продаже, портал держит довольно высокую планку, и в каталоге произведений попадаются итальянский гравюры начала XIX в., и такие известные имена как Аристарх Лентулов, Борис Владимирский, Анатолий Зверев, Макс Бирштейн и др. Правда большинство работ доступно только в ArtLifeClub (для зарегистрированных членов).

 Аукцион Art Hot Llne - виртуальная галерея, где собрана живопись 19 века, начала 20 века (досоветский период), живопись 20-60-х годов и постсоветского периода. Этот проект вырос на основе “С’АРТ галереи” при участии мультимедийного издательства "АртИнфо" и галереи “ФОРМА”. Новый торгово-выставочный портал отличается удобной навигацией: экспозиция устроена по "архитектурному" принципу - картины расположены в виртуальной анфиладе музейных залов. Помимо продажи выставленных произведений и подбора корпоративных и частных коллекций, проект предлагает организацию художественных выставок, продажу прав на копирование произведений искусства, выполнение арт-проектов заказчика.

Вместе с покупкой клиенту доставляется сертификатами подлинности художественных произведений. “Мы гарантируем полное совпадение виртуального изображения художественного произведения с его оригиналом, - обнадеживают покупателей авторы арт-проекта. - Но может оказаться так, что Ваше впечатление от оригинала не будет обладать таким же эффектом, как его виртуальное изображение. Это допустимо, так как существует некоторая разница восприятия оригинала и его изображения. В течение 7 календарных дней со дня получения Вами приобретенного художественного произведения Вы можете возвратить его нам. В этом случае, мы гарантируем выплатить Вам сумму, в размере стоимости этого произведения за вычетом наших организационных, транспортных и таможенных расходов”.

Следуя провозглашенному “АртИнфо” девизу “Из России – с искусством” устроители аукциона позаботились о том, чтобы предоставить покупателю информацию о Российских законах и таможенных правилах по вывозу художественных произведений из России и снабдить его разрешительными документами для вывоза.

В отличие от предыдущих элитарных профессиональных аукционов из “высшей лиги” сайт "Threelines" - галерея cовременной живописи более чем демократичен. Это электронный вернисаж, устроенный частными лицами и свободно пополняемый поступлениями участников проекта со всей России. На сайте - экспозиция живописи, графики, компьютерных работ самых разных, самых неожиданных. Есть рекомендации авторам по подготовке живописных работ для размещения в Интернете. По всем вопросам любой желающий может обратиться непосредственно к автору заинтересовавшей его работы по электронной почте. К проекту вполне подходит искрометное определение О’Генри – он “свеж, как редис, и незатейлив, как грабли”. Но ни один истинный коллекционер, или любитель, или ценитель не откажет себе в удовольствии порыться в этом обширном неформальном музее современного искусства. Именно там можно почувствовать себя Третьяковым и найти что-нибудь “этакое”.

Интернет-представительства известных московских галерей

Вопрос: Основные ваши покупатели "новые русские". Как они покупают? Зачем? Насколько разбираются в живописи?
Ответ: Основная проблема в том, что покупатели не становятся коллекционерами. Одна крупная фирма для своего офиса купила у меня уже 70 работ. Но не из любви к искусству. Просто там знают, что одежду надо покупать в магазинах "Версаче" или "Армани", а картины - в галереях Марата Гельмана, XL или "Айдан". Они платят хорошие деньги, с этим все нормально. Ненормально другое. Пока в России работы покупают в основном для украшения стен. В некоторых организациях доходит до абсурда: покупкой искусства занимаются те же, кто ответственен за чистоту и порядок в офисах. У них задача - купить красивые цветочки и им под цвет красивые картинки. (Из
интервью Марата Гельмана).

Три упомянутые модные элитные московские галереи современного искусства имеют в Сети достойные интернет-магазины. По сути дела они представляют собой первые серьезные коммерческие сайты Рунета, специализирующиеся исключительно на contemporary art.

Во-первых, это сетевой проект известного галерейщика "Интернет-магазин Guelman-graphic". Здесь вы можете приобрести работы художников галереи Гельмана и ряда дружественных галерей и институций. Помимо продаж современного искусства на сайте магазина можно ознакомиться с биографиями художников и текстами о современном состоянии арт-рынка. Магазин предполагает возможность покупать произведения искусства в рамах или необрамленными. В Guelman graphic вы можете купить не только живопись и графику, но и современные формы искусства - инсталляции, тиражное видео, документацию акций и перформансов. Качество и подлинность всех работ, представленных на продажу, гарантируется авторитетом галереи, которая является одной из старейших художественных институций в России. Цены интернет-магазина Guelman graphic соответствуют уровню цен на аналогичные работы представленных авторов на российском и международном арт-рынке. Постоянные и крупные клиенты интернет-магазина получают ряд преимуществ: консультации экспертов галереи, приглашения на вернисажи галереи Гельмана и крупные выставки, организуемые галереей, скидки в интернет-магазине до 25 %. Можно не только покупать, но и брать работы художников в аренду.

Еще две модные нынче галереи современного искусства - Галерея XL и Галерея "Айдан" представляют в интернете информация о новых поступлениях, организованных выставках, сведения о художниках и виртуальную подборку их картин. Все произведения можно купить, сделав заказ по электронной почте. Устроители электронного представительства галерей отдают себе отчет, что, к сожалению, web-формат в достаточной степени ограничивает возможности восприятия, тем более, когда оно обращено к произведениям искусства. И приглашают ознакомиться с работами в подлиннике в своих реальных выставочных залах в Москве (адреса см. на сайтах).


Арт-форум – интернет-проект московской галереи “Форма” реализуется её творческим коллективом с целью более широкого ознакомления ценителей искусства с русской традиционной реалистической живописью ХХ столетия. На сайте представлены наиболее значимые отечественные художники, их виртуальные музеи, картины, биографии. Имеются ссылки на Российские музеи и галереи, где еще экспонируются картины художников минувшего века. Кроме того, вы имеете возможность найти по электронной почте интересующих вас художников для заказа портрета с натуры в лучших живописных традициях, а также заказать копию картины с любого классического произведения. Галерея “Форма” занимается и подбором коллекций российских художников для музеев и личных собраний. На сайте можно получить информацию по реставрации живописи и музейному багетному оформлению картин.

Арт-форум предоставляет возможность Российским творческим объединениям, творческим Мастерским художников, художникам персонально из обширных регионов России экспонировать свои лучшие картины на выставке и продавать в интернет-магазине. Размещение информации о художнике и его произведений - платное. Например, для частных лиц размещение одной картины: на выставке - 50 руб., в интернет-магазине - 300 руб. (при этом заказы на покупку идут непосредственно на e-mail художника).

Арт-провинция

Да простит меня Санкт-Петербург за то, что не приравнен в рамках этой темы к столичным городам, но организованный им в Сети арт-бизнес на столичные масштабы пока не тянет. Как и другие города и веси Росии, Питер представил в Рунете несколько частных небольших галерей, созданных по территориальному принципу и объединяющих по несколько художников-единомышленников.

В интернет-представительстве арт-кафе "Грот" организована благотворительная виртуальная выставка-продажа работ современных петербургских художников: живопись, скульптура, керамика и расписной шелк. Произведения отбираются из 9 творческих мастерских художников - членов Российского союза художников и постоянно экспонируются в выставочном зале на Заневском проспекте. В Сети можно увидеть лишь часть коллекции. По задумке устроителей часть гонорара от продажи передается приюту для бездомных детей.

В галерею Питерская мансарда объединились несколько художников (в том числе целая семья), чьи жизнь и творчество связаны с Санкт-Петербургом. На сайте представлены графические работы, живопись (в жанрах натюрморта, пейзажа и портрета), офорт, фотографии. Можно не только пробрести понравившуюся вам работу, а также заказать авторам работу по художественному оформлению вашего дома или офиса, заказать свой портрет.

"Russian gallery of art" - выставка-продажа живописных работ и художественного коллажа еще двух питерских художников. В целом Северная столица скорее воспринимается как город-музей, а не художественный салон, видимо поэтому проектов, связанных с арт-бизнесом не так уж много.

Как всегда, радует свежее дыхание больших и малых городов Русской провинции. Поволжье представляет коллекционерам Выставку-продажу картин художников из Саратова. На сайте возможен просмотр картин по фамилиям художников, видам живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, свободная композиция) и направлениям (реализм, импрессионизм, сюрреализм, символизм). Бийский краеведческий музей создал виртуальный вернисаж "Художники Алтая", где представлены биографии знаменитых мастеров Алтайского края и их работы. Составить свое представление о живописцах России, а также купить понравившиеся работы можно в Галерее орловских художников, Виртуальных галереях города Иваново, в пензенских Кибер-музее и "I am Gallery" - галерее живого искусства, в "Мировой паутине" - художественной галерее города Челябинска, на сайте “Художники земли Владимирской".

А вот сайты еще нескольких галерей, где можно не только увидеть творения художников, но и оформить заказ на понравившееся произведение: Галерея художников, культурный центр УпДК, Галерея Багира , ART-SHOP, и еще более двухсот вернисажей, собранных в разделе “Виртуальные галереи” нашего каталога.


У соседей

В поисках чего-нибудь “свеженького” непременно загляните и к соседям, к примеру, в Коллекцию живописи украинских художников и в Виртуальную галерею искусство Центральной Азии – сервер, поддерживаемый независимой арт-галереей в Алма-Ате (Казахстан). Правда, покупателей из России там, судя по всему, не очень ждут (оба сайта предоставляют информацию только на английском языке). Но ведь изобразительное искусство не знает языковых границ. А если они понравятся вам как продавцы, а вы понравитесь им как покупатели, то договориться, я думаю, сможете на любом языке (скорее всего, по-русски).

 Персональные сайты современных художников

Художественный Интернет - самый, наверное, некоммерческий. Наивные художники приходят в него в расчете "с налету" продать картины или получить золотой грант от иностранного фонда. Большинство вскоре разочаровывается, так и не дождавшись небесной манны. Однако самые настойчивые и талантливые добиваются своего. (Сергей Тетерин, обозреватель сетевого искусства, Пермь).

Бесспорно, что успех и развитие “толстых” порталов и галерей отражает общее положение вещей в арт-бизнесе. Но они сравнимы с великими реками, которые не могут жить и наполняться без многочисленных ручьёв, ключей, притоков и отдельных озёр, а может быть даже и болот. Именно по всем этим источникам вместе и по каждому в отдельности и можно составить цельное представление о современном изобразительном искусстве в Интернете. Сайты, созданные отдельными живописцами и графиками – это удивительный, захватывающий, необъятный мир, который стал доступен всем ценителям искусства именно благодаря Интернету. Зайдя, например, в раздел Апорта “Авторские работы”, можно отыскать необыкновенные творческие личности, яркие индивидуальности, составить представление о любых тенденциях и направлениях современной живописи, найти художников, рушащих границы всяческих направлений, а также написать не одну диссертацию о художественном лице эпохи.

То, как живописцы представляют сами себя в авторских галереях, тоже о многом говорит. Варианты колеблются в широком диапазоне. От “веб-пуританства” до “арта в арте”.

Некоторые, как, к примеру, московский художник Иван Агеев, словесную мишуру сводят до минимума и предоставляют возможность своим полотнам говорить самим за себя. На таких сайтах дизайн аскетичен, биография - в несколько строк, краткий перечень выставок, а остальное – галерея картин на фоне серого холста, чтобы ничто не мешало восприятию Живописи. Причём картины представлены не одним форматом, а набором изображений с разным разрешением на любой вкус, а со многими работами можно познакомиться на уровне мазка кисти в крупномасштабных фрагментах.

Сайты других художников являются самостоятельным произведением искусства. Загляните к художнику Михаилу Молибогу – и вы окажетесь в таинственном мире теней, растворяющихся образов и пронзительных взглядов. Узнаете, что художник думает о времени, о себе, о живописи, о жизни, о смерти, откуда Молибог взялся и куда он идет, что думают о нем разные творческие и нетворческие личности, что сплетничают и судачат по его поводу. Вся эта беллетристика сопровождается живописными и графическими творениями мастера и компьютерной музыкой. В результате мир художника вливается в вас через все доступные Интернету ваши органы чувств. Это тоже путь заявить о себе.

Так что есть в нашем изобразительном искусстве что и кого выбрать. Заходите в гости в авторские галереи – лучший виртуальный музей современного искусства без экскурсоводов.

Классика и копирование классики

Если ваши вкусы консервативны и вы восхищаетесь картинами старых мастеров, то у вас есть, как обычно, два выхода. В зависимости от материальных возможностей. Можно кое-что купить в художественном салоне, точнее в его интернет-представительстве. Например, в антикварном салоне "Прага", торговый зал которого расположен в самом центре Москвы в старинном здании ресторана "Прага", а через Сеть приходит каждому на дом. Салон предлагает картины знаменитых русских художников и старых европейских мастеров, иконы, гравюры, рисунки и пр. На сайте есть иллюстрированный каталог и прайс-лист.

Ну, а если коллекционирование подлинников вам не по карману, можно обойтись копией. Заказы на копирование классики принимают многие художники и художественные объединения, в том числе уже упомянутые в обзоре. Еще можно обратиться в "Rushall" - арт-галерея, на сайте которой представлены произведения русской и европейской живописи из собраний музеев Санкт-Петербурга и Москвы; иконы; работы современных художников. Можно ознакомиться с ценами на копирование икон и картин и сделать заказ.

Фирма АСТ – Альфа тоже занимается продажей картин. АСТ-студия создает полотна (холст, масло), которые представляют собой копии работ старых художников (19-го, 18-го, 17-го веков), по уникальной технологии приведенные в состояние, близкое к оригиналу (от подрамника до красочного слоя). Над созданием картин работают опытные художники-живописцы и художники-реставраторы. В результате картины выглядят как антикварные подлинники (даже в глазах специалиста), а цены на них даже ниже цен на аналогичные современные полотна (от 300 у.е.).

Вот мы незаметно и подобрались к щекотливому вопросу, который волнует коллекционеров и любителей живописи всех времен, а с переходом торговли в виртуальную сферу (где не все можно “пощупать и понюхать”), стал волновать всех еще больше. Как купить именно то, что ты хочешь и не “нарваться” на подделку?

Каковы гарантии?

Этот вопрос, точнее ответ на него - краеугольный камень виртуальной торговли произведениями искусства. От успешного ответа, без преувеличения, зависит успех всего предприятия. В этой связи небезынтересна недавняя очередная публикация Кары Мискарян Качество и подлинность он-лайн на тему электронного арт-бизнеса, развеивающая многие предубеждения консервативно настроенных субъектов арт-рынка. Она посвящена анализу профессионализма и надежности компаний, торгующих произведениями искусства он-лайн. (Статья опубликована в журнале ARTchronika, №6, декабрь 2000 - январь 2001).

В ней в частности говорится: “Возникает вполне резонный вопрос: насколько надежно приобретать "товар", стоящий порой немалых денег, через обычный персональный компьютер?

Возникшие в течение последних двух лет сетевые аукционы и торговые порталы вновь столкнулись с этой старой проблемой. И если контролирующим 39% всего арт-бизнеса аукционным домам Sotheby's и Christie's гарантией служит более чем двухсотлетняя репутация, то их менее известным собратьям приходится буквально с нуля завоевывать доверие покупателя. Однако, несмотря на отработанные "фильтры" контроля, проколы пока случаются. Еще не утих разразившийся в прошлом году скандал с одним из столпов электронной коммерции eBay.com. Картина американского абстракциониста Ричарда Дибенкорна, цена которой достигла рекордной цифры $135 805, оказалась подделкой и была снята с продажи. Понятно, что из-за одного недоразумения под сомнение ставится деятельность не только этого крупнейшего сайта, но и всех, остальных. Поправить репутацию будет не так-то просто, особенно, если речь идет о новом небольшом портале.

Главными гарантами в Сети, как и в реальных аукционах, остаются квалифицированные эксперты - художники и искусствоведы, историки и юристы. Они фильтруют "товар", предлагаемый дилерами и галереями. Если речь идет об антиквариате, предмет получает сертификат подлинности, высылаемый клиенту с купленной работой. В случае с современным искусством жюри оценивает уровень профессионализма автора и степень уникальности его произведения - от этого зависит и цена. Покупатель может ознакомиться с биографией художника, эволюцией его творчества, узнать, насколько он популярен и успешен с коммерческой точки зрения (NextMonet.com). Разрабатывается также специальная система страховок. Так, на eBay.com можно застраховать все сделки выше $200, и клиент получит свои деньги обратно, если товар его не устроит или просто до него не дойдет. Некоторые порталы предлагают услуги посреднических фирм, которые "держат" уплаченную сумму до завершения сделки.

Не менее привлекательной для покупателя должна стать возможность возврата купленной работы, если она при ближайшем рассмотрении его не устроит. Причем возврат осуществляется за счет продавца. Сроки везде разные: на Artlife.ru - в течение пяти дней со времени получения, PaintingsDirect.com – десяти”.

Ну, как, убедительно? Вы всё ещё хотите купить себе картину, не отходя от компьютера? Тогда – действуйте.

 

<< Назад    <<На Главную

Hosted by uCoz